Пальчиковая гимнастика на математическую тему. Пальчиковые игры на занятиях по математике. картотека по математике на тему. Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»


Бугаева Людмила Владимировна
Учебное заведение: КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-23 Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей Бугаева Людмила Владимировна КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка" Методическая тема: роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и физкультминутки развивают память, речь.

Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей

Методическая тема: «Развитие математических способностей детей 5-6 лет через игровую деятельность»

Период работы: 2013-2018 г.

Тема: Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Период работы: 2014-2015 г.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время это период жизни ребенка не случайно называется “нежный возраст”. Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Не только педагоги, но и родители замечают, с какой радостью дети усваивают любую информацию, приобретают любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом. Однако в настоящее время большое внимание уделяют изучению влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики, речи детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей, форме и развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей к математике. Таким образом, пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для снятия умственной усталости во время занятий часто используются физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания.

Цель: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и физкультминутки.

Задачи:

1.Развивать эмоциональной отзывчивости детей через пальчиковые игры и физкультминутки с математическим содержанием.

2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

3.Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.

4. Подборка картотек: физкультминуток, пальчиковых игр.

Список используемой литературы:

1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2.33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

3.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1 – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 224 с. - (Программа развития).

Просмотреть свитедельство о публикации


. .

Зоя Несвитайло

Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

Программное содержание :

Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

Задачи :

1. Обучающие :

Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

2. Развивающие :

Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

Развивать связную речь;

Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

3. Воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес ;

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

Методы :

1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Аппаратное обеспечение : магнитофон.

Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

Ход НОД

I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

Кем в этой семье является царь? (царица) .

Кем им приходится царевич и царевна?

Кто между собой царевич и царевна?

А у вас есть братья и сестры?

А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

А как называется сейчас человек, который лечит людей?

(доктор, врач)

Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

Лекарем был маленький синий треугольник.

Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

Физкультминутка

Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

следует выполнить одно задание.

Дид/игра «Найди пару»

Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз «Совушка»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

Дид/игра «Найди на ощупь»

«Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

Пальчиковая гимнастика

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

Их по счету ровно пять.

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Какое задание было самое интересное?

Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

Приложение :



Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач.

Пальчиковые игры, направленные на ориентировку в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа". Серенький козел.
Как то серенький козел в огород поесть зашел. (Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.) Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там. (Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.) Под копытами – трава, (Опускаем подбородок)
А над головой – листва. (Поднимаем подбородок вверх.) Наклонись – капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши (Встаем на носочки, тянемся вверх.) Сзади огурцы растут , (Поворачиваемся назад.) Впереди кусты растут. (Поворачиваемся назад)
Слева- молодой лучок, справа –молодой кабачок (Полуобороты влево, вправо)
Здесь- сто ягодок, там- двести (Наклоны вправо, влево.)
Козлик крутится на месте. (Крутимся)
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от пса.) Пальчиковые игры, направленные на изучение счета. Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
Например, можно закреплять обратный счет по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» . На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»)
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек
(показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,

Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил

(показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для женушки – подсолнушки
(пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием "пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

-- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

-- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

-- предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

-- развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

-- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

-- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

-- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

-- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

-- а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Игра "Часы "
(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых
И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Игра"Пальчики" Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Раз, два, три, четыре, пять – Захотели поиграть. Разбудили дом соседей, Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – Веселятся все. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

Таким образом, можно сделать вывод, что игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей форме развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей у математике. Пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

✔ Дети в возрасте до 2-х лет:

Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик"

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

С помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

✔ Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение«Капустка»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Простые фигуры из пальчиков одной руки.

«Зайка» Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

«Коза» У козы торчат рога, Может забодать она.

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы)

«Домик»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой. (Все пальчики обеих рук в «щепотке»" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

✔ Дети 3 – 4 лет.

Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.

«Кошка».

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. - выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе). - разучивается вторая фигура по этому же принципу.

«Мышка»

Серенькая шкурка,

Маленькие глазки,

Ушки на макушке.

Скажем мышке: «Здравствуй!». - дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. - Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

«Пальчики»

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

✔ Дети http://x-apple-data-detectors://1лет:

Выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

Составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.

«Краб»

Ползет наоборот, задом наперед,

Все под водой хватает клешней.

Краб ползет по дну, выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

«Зайчик и кочан капусты»

Встал зайчишка рано, вышел на поляну.

Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши .

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.

«Идем» пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. «Заяц» грызет кулак и причмокивает. Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся, С усилием растопыриваем все пальцы . А домой добрался – долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу.

✔ Дети 5 - 7 лет

Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).

Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.

Например, тема «Грибы».

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел, Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

«За грибами»

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)

За грибами мы пошли. (пальцы идут по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (показать три пальца)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел.

Игра - Выложить горохом по нарисованному контуру. «Корзинка» В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке? Помогите, пальчики! Вы по контуру бегите, Узнать картинку помогите. Груздь. Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. «Чудесный мешочек» Найти грибок среди нескольких различных игрушек.

Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение:

Стимулирует развитие мелкой моторики;

Знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

Помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

Развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

Ольга Мозгарева
Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Мозгарева О. А., воспитатель

МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе

ЦЕЛЬ:

Развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

ЗАДАЧИ:

Повысить речевую активность;

Учить слушать и понимать речь взрослого;

Создать благоприятный эмоциональный фон;

Развивать умение подражать взрослому;

Развивать воображение и память;

Тренировать память ребенка.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной

значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья,

Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

Зайчик в норке . Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

Кораблик

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

Мышка.

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)