Комплексное развитие ребенка. Всестороннее развитие ребенка – как его осуществить? Разностороннее развитие детей
Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.
Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.
Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?
Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.
- Физическое развитие. Всем понятно, что если ребенок нездоров, то все остальное развитие переходит на больничный режим.
- Интеллектуальное развитие. Это логика, общие знания о Мире, о себе. Умение работать со своим сознанием.
- Социальное развитие. Общение, умение передать другим свои желания, мысли. Умение понимать других. Умение находить решения в ситуациях, связанных с другими.
- Эмоциональное развитие. Это внутренняя сфера. Умение различать, управлять своими чувствами, эмоциями. Умение не поддаваться на провокации, манипуляции. А также умение определять чувства других, умение сопереживать, сочувствовать.
- Духовное развитие. Или, как мы говорим для тех, кто боится религиозных и прочих сект, Морально-нравственное развитие (мы не религиозное и не политическое объединение). Это общечеловеческие ценности и законы. Это восприятие себя, как части Мирозданья.
Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.
Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.
Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.
Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
Вывод, на мой взгляд, очевиден…
Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
сб, 7 Сентября, 2019 - 10:00
Киев |
Перинатальная психология. Обучающий курс Институт высшей психологии и телесных терапий |
2800 грн |
Сообщение на педсовете:
2017-2018 учебный год
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
.
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно – эстетическое развитие
« чередование »
МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Сообщение на педсовете:
" Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности "
Воспитатель: Курдюкова Марина Борисовна
2017-2018 учебный год
Сообщение на педсовете: " Разностороннее развитие ребенка в конструктивной деятельности "
В дошкольных учреждениях конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных группах, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Главной задачей является: развитие у детей познавательных и творческих способностей путем применения в конструировании действий с модельными и символическими средствами.
В конструировании происходит интеграция всех образовательных областей. С помощью конструктора легко можно интегрировать познавательное развитие, куда входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, творческое конструирование с социально – коммуникативным развитием с другими образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие Позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом, побуждает к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация) .
Речевое развитие
Развивая речь дошкольников при помощи лего, можно предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д.
Физическое развитие
Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
Художественно – эстетическое развитие
При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как « чередование » и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов. Так же можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши и бросовый материал для создания целостного образа произведения. Развивается способности к конструктивному творчеству и умение принимать нестандартные решения из одаренного этими качествами ребенка может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.
Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в развитии дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.
Так же проектная деятельность с помощью лего- конструирования, дает возможность воспитать деятеля, а не исполнителя.
Лего конструирование эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса
воспитания и развития ребенка, теснейшим образом связано с реализацией всех направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки кораблики и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Выполняя все эти действия, дети уже начинают осваивать такие мыслительные операции как анализ и синтез.
При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какой она будет, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления и определении объекта в пространстве (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.).
Также дети учатся с большей точностью соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определяя их на глаз и подбирая соответствующий материал; учатся красиво и целесообразно оформлять постройки.
Для того чтобы дети могли создавать собственные конструктивные замыслы, их необходимо учить рассказывать о своих будущих постройках: что, из каких деталей и как они будут строить. При анализе этих построек важно показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет также большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт и результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей программы воспитания в детском саду.
Сила игры
Вспомните начальный эпизод из великолепной «Алисы в Стране Чудес», когда главная героиня была вынуждена изучать скучнейший урок истории по книге без картинок! Как ни старалась её не в меру серьёзная старшая сестра, успеха во вкладывании знаний в голову Алисы она так и достигла.
Для ребёнка постижение жизни и всех её аспектов - это увлекательная игра. Без игры детство невозможно, и вся ткань обучения, развития и воспитания ребёнка основывается на гигантском потенциале игровой деятельности.
Что включает в себя разностороннее развитие детей?
Чтобы развитие ребёнка было гармоничным, одни занятия не были в ущерб другим и не преследовали цель удовлетворить амбиции родителей, следует помнить о том, что способности - это всегда результат усилий по развитию ребёнка. Поэтому совершенно справедливо высказывание, что неспособных детей не бывает, и вполне реально обеспечить детям разносторонние и гармонично развитые способности.
До года ведущей деятельностью малыша является эмоциональное общение с близким человеком, потому говорить о разностороннем развитии младенца не вполне целесообразно, так как главная задача этого возраста - насытить общение с ребёнком любовью и позитивом. Группы, предлагающие «обучать» ребёнка с 3-х месяцев чтению или иностранному языку, преследуют лишь коммерческий интерес. Это не значит, что до года с ребёнком ничем не нужно заниматься, однако, желательно ставить соответствующие возрасту задачи.
А вот в раннем возрасте - с года до трёх - уже вполне можно начинать постепенно знакомить малыша со всем многообразием развивающих занятий.
Большинство видов деятельности оказывают развивающее воздействие сразу на несколько сфер, например, занятия хореографией развивают интеллект, о чём прекрасно знали воспитатели русской дворянской элиты 18-19 вв., И обучение танцам, наравне с иностранными языками и музыкой, входило в обязательную программу воспитания как мальчиков, так и девочек.
Существует несколько сфер развития ребёнка, каждой из которых необходимо оказывать должное внимание, с той целью сайт рекомендует, чтобы к возрасту самостоятельности ребёнок обладал максимально разнообразным инструментарием для понимания и взаимодействия с миром и самовыражения в нём.
Интеллектуальное и познавательное развитие
Эту сферу прекрасно развивают рисование, настольные игры, загадки, общение на тему окружающего мира.
Примеры игр-заданий: познакомиться с устройством тела человека (где находится сердце, для чего оно нужно) и пересказать то, что запомнилось; описать особенности четырёх времён года; научиться играть в лото.
Речевое развитие
Ему способствуют чтение вслух, обсуждение картинок и карточек со сценками из жизни, разучивание скороговорок, стихотворений и ответы на многочисленные вопросы детей.
Примеры игр-заданий: рассказать любимое стихотворение; описать картину великого художника; придумать и нарисовать комикс «Как я провёл день».
Социальное развитие
Коллектив сверстников - самый важный фактор, способствующий социализации ребёнка. Одних родственников для этого совершенно недостаточно.
Примеры заданий: познакомиться и подружиться с новеньким малышом на площадке; научиться выражать свои отрицательные эмоции словами; научиться обмениваться игрушками.
Эмоциональное развитие
Оно неразрывно связано с культурно-эстетическим, социальным, речевым.
Культурно-эстетическое развитие
Изучение и обучение всему прекрасному и светлому, что есть в мире - искусству, чувству юмора, умению понимать и чувствовать красоту.
Примеры заданий: нарисовать то, что мысленно представляешь во время прослушивания музыки; организовать приём кукольных «гостей» с соблюдением столового этикета; подробно обсудить качественный мультфильм.
Физическое развитие
Ежедневная утренняя зарядка, сделанная вместе с родителями - залог здоровых спортивных привычек ребёнка в будущем!
Примеры заданий: научиться ходить по узкой скамеечке, научиться танцевать «танец утят»; освоить комплекс упражнений на футболе.
Как воспитать гения? Правильно ли учить детей чтению с раннего возраста? Как гармонично развивать детей? Необходим ли детский сад? Ответы на эти вопросы интересуют всех родителей. Мы узнали мнение у нейропсихолога, руководителя сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Никиты Хохлова.
- Каждый ребенок уникален. Насколько правильно оценивать его стандартными тестами?
Это правильно. В любом случае, надо оценивать способности. Сегодня множество исследований, позволяющих их выявить. Речь не идет о том, что при наличии определенных особенностей ребенок станет художником - это вероятность. Но такой прогноз можно дать. То, чем я занимаюсь – как раз оценка способностей детей. Оценивается по тому, как у них развиты речевые, зрительно-пространственные функции, мышление, управление движениями – все это имеет понятную мозговую локализацию. Есть и пограничная ситуация: это люди с минимальными мозговыми дисфункциями, их довольно много. Человек может не иметь диагноза, но у него имеются нарушения, связанные с ранним этапом развития. И это, к сожалению, нередкая ситуация.
- Есть ли необходимость добавлять мамам в график посещения врачей и посещение нейропсихолога?
Было бы неплохо. Но, во-первых, нужно понимать, что это не доктор. В поликлиниках их нет, равно как и в школах. Я принимаю детей с пяти лет, в более раннем возрасте не могу быть уверен, что ребенок понимает меня. А если он не понимает, совершает ошибки, которые не могут быть однозначно интерпретируемы. Пять лет – возраст, в котором дети уже понимают инструкции.
Общая рекомендация такова: всех детей в этом возрасте надо вести к нейропсихологу. Чем дальше, тем меньше становится пластичность мозга. Курс, который занял бы в одном возрасте полгода, в другом займет два - два с половиной. Некоторые вещи вообще не корректируемы с определенного возраста. Насчет частоты посещений – достаточно одного посещения, если проблем нет. Правда, в подростковом возрасте могут дать знать о себе те вещи, которые не были выявлены на первом этапе.
- Как развить ребенка, не потеряв его способностей?
Существует три группы психологических характеристик: способности (память, внимание и др.), личность (например, склонность к одиночеству, отстаиванию позиции и др.), интересы. Важны их оптимальные сочетания при развитии. Первичные способности направляют интересы. Даже если ребенку не интересен конструктор, а другие дети его собирают по примеру, то он соберет, воспользовавшись инструкцией. Результат один и тот же, срабатывает компенсация. Но он может решать те же задачи и другим способом. Интересы формируются в районе 10-12 лет. Даже через «не могу» он может развить те или иные навыки. На этом этапе уже именно интересы определяют способности.
- Как правильно выбрать направление, которое нужно ребенку?
Нужно опираться на сведения о задатках, пройти диагностику. Это основа для дальнейшей работы. На мой взгляд, нужно все вытягивать на средний уровень, чтобы дальше ребенок мог сам сделать выбор в пользу той или иной профессии. Два типичных момента: раннее обучение чтению и непосещение детского сада. Две разные проблемы, наиболее часто встречающиеся и приводящие к распространённым сейчас проблемам.
Есть много методик для обучения чтению. С точки зрения развития мозга, ранее обучение чтению - это не совсем правильно. До восьми лет оба полушария мозга работают интенсивно, более существенно развивается правое. Здесь формируется ориентирование в пространстве, эмоциональная сфера, восприятие музыки. Когда начинают активировать с раннего возраста левое полушарие – задавливается правое. Ребенок учится читать, но у него задавлены правополушарные функции и вытягивать их потом приходится довольно долго. Но это требования школы, которые противоречат законам развития мозга. Второй момент. Смысл детского сада не в подготовке к школе, а в первичной социализации. Родители, которые не отдают ребенка в детсад, лучше справляются с такой подготовкой. Но ребенок не имеет опыта взаимодействия с другими детьми. Он должен пройти эту ступень. Дети, которые не прошли детский сад, например, часто боятся оставаться одни. Накапливаются личностные проблемы.
- Согласны ли вы с тем, что усредненные программы не позволяют вырасти гению?
С гениями ситуация другая. Они не опираются на те способности, на которые опирается большинство представителей вида деятельности. Здесь не идет речь о создании гениев. И гении бывают разными, вплоть до того, что они могут быть односторонними – все остальные функции могут быть развиты плохо. К нам приходят родители и просят оценить пятилетнего ребенка. Мы говорим, что хорошо развиты способности к языкам, другие, к примеру, меньше. Но это не значит, что теперь надо развивать только способности к языкам, а всё остальное забросить.
Нужно говорить о профессии. Если готовить ребенка к профессии филолога – возможность сделать одностороннего лингвистического гения достаточно велика. Но ведь он пока ничего не знает про профессию и может пожелать в десять-двенадцать лет стать инженером, пойдет в этом направлении, а там ему будет катастрофически не хватать тех функций, которые были занижены в раннем возрасте. Гения создать можно, но ценой потери ряда других вещей. Всесторонних гениев настолько мало, что проще описать единичные случаи.